«Foosbook» и Театр «Spălătorie»: альтернативы для зрителя свободного в мышлении

Независимый, альтернативный театр или театр андеграунд, как его еще называют, становится все более популярным в мире. Сыгранный в небольших помещениях или даже в нетрадиционных местах, он стремится представить новые формы театрального искусства, используя различные методы, современные тексты и новый стиль общения. Актёры говорят что они чувствуют себя лучше здесь, где есть больше творческой свободы.

В Молдове, в течение последних двух-трех лет, четко вырисовывается  картина независимого театра, хотя он еще и находится на ранней стадии, но уже отличается от того что происходит в классических театрах; с ограниченной аудиторией, но свободнее и более открытый к новому.

Нам было интересно узнать как обстоят дела на обоих берегах Днестра в этой области и мы попытались составить общую картину независимого театра в Кишиневе и Тирасполе.

«Независимый театр в Кишиневе родился в подвале театра Лучафэрул»

В попытке выяснить, когда и где «родился» независимый театр, мы выясняем что родился он… в подвале. Таким образом, мы можем назвать бывший Клуб 513 в Кишиневе, который располагался в подвале театра «Лучафэрул», первым театральном пространством театра андеграунд в столице Молдовы. Открытый режиссёром Михаем Фусу в марте 2009 года, он собрал много спектаклей, много зрителей и много важных имён, которые сегодня можно встретить в современном, независимом театре. Там играли: Дориана Талмазан, которая сейчас играет в Театре «Spălătorie», Андрей Сокиркэ, который позже основал Театр одного актера, Александр Плешка и Геннадий Гылкэ, которые сейчас играют в театре Foosbook и многие другие. «Наши спектакли собирали очень много зрителей, мы играли между столами, это было тесное взаимодействие аудитории со спектаклем, и наша деятельность была разнообразной. Этот опыт продлился приблизительно до осени 2009 года, после чего мы разошлись. Можно сказать, что независимый театр родился там, в подвале театра Лучафэрул» говорит Михай Фусу, режиссёр, драматург и актер.

Порывшись в «архивах» находим, что некоторые попытки в области независимого театра имеют корни ещё в 2007 году, когда драматург Николета Есиненку основала The Mobile European Trailer Theatre (METT), собравший группу молодых актеров и художников, которые пытались «обновить театр в Молдове и исследовать нетрадиционные формы выражения».

Еще узнаем что в 2007 году в Кишиневе была открыта и «Студия театральной импровизации», каторая работает до сих пор, даже если она не так широко известна.

Мы не знаем, какая точно дата рождения альтернативного театра Молдовы, но, безусловно, то, что медленно, но верно, он начинает выражать свою индивидуальность.

Театр «Spălătorie» – единственный социальный двуязычный театр в Молдове

Театр «Spălătorie» (Прачечная / Cтирка) начался с горстки людей 2 с лишним года назад. С платформы для молодых артистов «прачечная» превратилась за это время в независимый театр во всём смысле этого слова.

Они открыли свой первый сезон с монодрамы A (II) Rh +, затем последовало все больше и больше новых спектаклей – или перформансов, как их еще называют. В театре «Spălătorie» не монтируются постановки по Шекспиру, Чехову, Бекетту, здесь мы видим окружающую действительность в художественной форме – иногда жесткую, иногда неловкую, но которая касается нас всех. Можно сказать что театр «Spălătorie» является первым социальным театром в Кишиневе, который живет рядом с нами и рассказывает нам о толерантности и ответственности, о дискриминации, ксенофобии и других проблемах нашего общества.

«Для нас важно обсуждать то, что происходит сегодня в Молдове и в мире в целом. Идеи для наших спектаклей приходят от окружающей нас реальности… Начинаем с проблемы, которую мы считаем важной и которая – пройдя через целый творческий процесс – становится спектаклем», говорит руководитель проекта, Нора Дороган.

Изображение

Театр «Spălătorie» использует супратитры, таким образом ему удается объединить румыноязычное и русскоязычное население. Источник фото: http://www.spalatorie.md

Что отличает и придаёт индивидуальность театру «Spălătorie»  это тот факт, что он является единственным двуязычным театром в Молдове. Используя супратитры, театру удается объединить румыноязычное и русскоязычное население в  художественном пространстве на улице Эминеску, 72.

Театр «Spălătorie» был запущен 29 ноября 2010 года,  учредителями театра были Николета Есиненку, драматург, режиссер и продюсер проекта, Нора Дороган, менеджер и главный организатор всего в этом театре, Дориана Талмазан и Ирина Вакарчук, актрисы, которые покинули театр Ионеско и Эминеску, чтобы стать независимыми артистками. Кроме этой команды, в театре всегда выступают «приглашенные актёры» в различных совместных проектах – Вячеслав Самбриш, Эмилиан Крецу, Инна Сурду Ион Борш и другие.

 «Важна идея, которая передаётся через театр и влияние, которое он оказывает на общество»

Продюсеры театра говорят, что они поставили перед собой цель создать платформу для работы и взаимодействия между молодыми независимыми молдавскими артистами и приглашенными артистами, как из Молдовы, так и из-за рубежа.

«До сих пор у нас побывали гости из Румынии, Великобритании, Германии. Мы пытаемся создать обшее пространство для артистов из разных реальностей, которые, работая над совместным проектом, развивают свои средства выражения, техники работы, критическую точку зрения и художественную личность …», – говорит Нора Дороган.

Изображение

Спектакль «ROGVAIV», за который Театр «Spălătorie», взял приз за лучший спектакль в рамках европейского театрального фестиваля в Тимишоаре FEST-FDR 2012. На фото: Ирина Вакарчук, Вячеслав Самбриш, Дориана Талмазан и Ина Сурду. Источник фото: http://www.spalatorie.md

Некоторые спектакли можно назвать подлинно документальными, охватывающими такие темы, которые не «вписались» в учебниках истории. Примером может служить спектакль «Clear History», который рассказывает о холокосте, со свидетельствами в виде аудио вставок, видеозаписей, писем и точных цифр.

Театр «Spălătorie», взял приз за лучший спектакль в рамках европейского театрального фестиваля Тимишоара FEST-FDR 2012, со спектаклем «ROGVAIV». Это спектакль о нетерпимости, выраженной публично, открыто, без всякого контроля и ответственности, руководителями и общественными деятелями Молдовы. Продюссеры говорят, что собирать призы для них не самое главное. “Наша цель не в том чтобы побывать на как можно большем количестве фестивалей, важно что бы то что мы делаем, оказывало влияние на общество …”, – рассказывает руководитель проекта.

Помимо спектаклей, выпущенных в Театре «Spălătorie», здесь ещё бывают и литературные перформансы, показы документальных фильмов, обсуждения и т.д. Здесь же появился на свет проект Компот“, описываемый организаторами как “смесь форм художественного самовыражения, общения, вовлечения и участия”.

FOOSBOOK – социальная театральная платформа

Каждый понедельник, когда в государственных театрах выходной день, в маленьком зале на четвертом этаже здания на улице Букурешть 68 в Кишиневе играют театр. Мы говорим о FOOSBOOK, театральной лаборатории, с именем, вдохновленным известной социальной сетью, которая экспериментирует с новыми формами театра и с необычным стилем общения с публикой.

Идея такого проекта родилась ещё несколько лет назад, когда часть нынешней команды играла в бывшем Клубе 513. «Официальное» открытие Foosbook-а состоялось в конце февраля 2012 года спектаклем «Nekrotitanium» режиссера Луминицы Цыку.

Изображение

Александр Плешка представил Кишинев на «One Man Show – Gala Star 2013», престижном фестивале в Бакэу со спектаклем «Nekrotitanium”. Фотограф: Рамин Мазур

«Отец» проекта – Михай Фусу, известный режиссер и инициатор нескольких независимых проектов в современной ​​бессарабской драматургии. В Foosbook вы можете встретить Бориса Кремене, Александра Плешка, Геннадия Гылкэ, Снежану Пуйкэ, Инну Сурду и других актёров, готовых «поэкспериментировать» в художественной лаборатории.

Большинство спектаклей, смонтированных здесь основаны на современных текстах и не только на традиционных пьесах, но даже на романах. «В больших театрах чаще всего классический репертуар и, к сожалению, очень часто современная литература остаётся позади. Независимый театр может себе позволить делать более смелые вещи, чем государственный», говорит Михай Фусу.

Одним из таких спектаклей является «Nekrotitanium» – постановка романа Митоша Миклеушану и Флорина Брагиш парнями из проекта «Планета Молдова». Моноспектакль играет актёр Александр Плешка, который покоряет энергией и непосредственностью, с которой он имитирует типологии наших соотечественников.

То же самое касается спектакля «Кролики не умирают», который основан на романе Савватия Баштовой. Спектакль «для выросших советских детей», но который сигран абсолютно не советскими детьми, рожденными после 1991 года.

В других случаях, в качестве сценария служил материал, собранный на основе интервью, как например спектакль «Casa М», болезненная история о насилии в семье.

Изображение

Спектакль «Дом М», по сценарию и режиссера Луминицы Цыку, с Иной Сурду, Ириной Вакарчук, Снежаной Пуика и Михаелой Стрымбеану. Фотограф: Мария Штефанеску.

«Те кто приходят в FOOSBOOK становятся нашими друзьями» или «На стакан глинтвейна с актерами»

Создатели проекта считают, что театр должен стать более простым, более честным, более доступным. Драматург и режиссер Михай Фусу утверждает, что в классическом театре существует слишком большое расстояние между зрителем и сценой. «Мы пытаемся разрушить этот барьер, чтобы показать людям, что театр является живым искусством, которое не боится зрителя, общения. Это помогает актёру развивать искренность» говорит он.

Foosbook это клуб предназначенный для драматических представлений, а так же для дискуссий на культурные темы. Таким образом, конец спектакля никогда не «гонит» зрителей домой, потому что каждый раз представители Foosbook провоцируют аудиторию на дискуссии, либо непосредственно в зале, когда у них есть тема для обсуждения или специальный гость, либо в холле, со стаканом морковного сока, пастырского вина, глинтвейна… После выступлений создается теплая и дружественная атмосфера, которая задерживает спешку зрителей домой, даже до глубокой ночи.

Михай Фусу характеризует аудиторию Foosbook как людей искренних или которые ищут искренность, как людей, которые хотят открыть для себя другой вид литературы и театра, как людей свободнее в мышлении… “Вот почему мы общаемся с ними после спектаклей как с друзьями. Те кто приходят сюда, становятся нашими друзьями…”, – говорит он.

Обсуждения после спектакля “Зайцы не умирают”, Савватия Баштового, в Международный день театра.
Тема обсуждения: независимый / современный / андеграунд театр.
Расположение: Театральная Лаборатория “Foosbook” ул. Букурешть 68, Кишинев.
В дискуссиях: Михай Фусу (модератор), режиссер, актер, телеведущий; Инна Сурду, режиссер, актриса, Луминица Цыку, режиссер; Борис Кремене, актер.

Об актёрской смелости и какого это не от кого не зависеть

Практически все актеры, играющие в Foosbook, являются актерами и в государственных театрах, или, там они «зарабатывают на жизнь». Однако здесь они говорят, что чувствуют себя лучше, потому что у них больше творческой свободы.

«В нормальном театральном движении не должно быть слишком много различий между классическим театром и независимым. Что касается нашего театрального движения, разница большая. Театры из системы практически потеряли актёрскую смелость, почти лишены ценных идей и поэтому появляются эти независимые группы… из определенного восстания» говорит режиссёр Луминица Цыку. «Когда не от кого не зависишь, ни финансово, ни от определенных интересов, обретаешь большую свободу и зависишь только от собственной художественной идеи» говорит она же.

Сейчас Foosbook работает над несколькими новыми постановками. В мае публике будет представлен спектакль «Lamentări» режиссера Луминицы Цыку на основе текста из польской драмы. В разработке ещё один спектакль по книге Константина Кеяну «Sex & perestroika». А также работают над новой, необыкновенной идеей, охватывающей сам театральный мир, представляющей противостояние различных методов и различных театральных систем.

Еще одна идея Foosbook – организовать культурные выходные этим летом. «У нас есть сцена за пределами Кишинёва, где мы хотим организовать своего рода “театральные выходные”, куда хотим пригласить всех наших зрителей с палатками, чтобы остаться там, на выходные, играть спектакли, рассказывать стихи и просто общаться» говорит Михай Фусу.

Foosbook говорят ещё и о многих других идеях, которые они хотят реализовать в ближайшем будущем, и их энтузиазм заставляет нас верить что у них получится продержаться гораздо дольше и что им удастся изменить многое в нашей театральной реальности.

И если многие говорят о Театре «Spălătorie» и Foosbook как о конкурентах, было бы разумнее ценить и радоваться обоим проектам, потому что они отличная альтернатива для разнообразной аудитории и людей свободных в мышлении.

О других театральных студиях Молдовы, как и о том, что происходит с другой стороны Днестра, читайте в следующем материале.

 Авторы: Людмила Сырги и Андрей Загорский

Этот материал опубликован в рамках проекта „Улучшение потенциала СМИ Молдовы, в том числе из приднестровского региона, путем продвижения гражданской участия» осуществляемого Центром независимой журналистики в партнерстве с НПО Стэлс-Тера и Медиа Центр г. Тирасполь, при содействии программы «Поддержка мер по укреплению доверия», которая финансируется Европейским союзом и софинансируется и внедряется Программой развития ООН (ПРООН). Общая цель программы – поддержка  мер по укреплению доверия между обоими берегами Днестра. Для её достижения  будут привлечены местные органы управления, организации гражданского общества, бизнес-сообщества и другие ключевые партнёры, а также будет обеспечено экономическое и социальное развитие местных сообществ. 

Cодержание материалов не обязательно отражает точку зрения Европейского cоюза или Программы pазвития ООH.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: