Независимые театры могут иметь и классический репертуар

Независимый театр – это как глоток воздуха для актеров и режиссеров, потому что здесь у них есть возможность играть или монтировать то что интересует лично их и, возможно, меньше тех из театров где они работают.

Обычно независимые театры ассоциируются с театрами, которые ставят акцент на новых формах театра и современных текстах, которые обычно играют в нетрадиционных местах. Но нам известны независимые театры, которые предпочитают классический стиль, который они успешно сочетают с современными темами и формами. Как говорила писатель и режиссер из Румынии, Крис Саймон: «Независимый театр, несмотря на гамму, в которой он сделан, является манифестом. И пока вы это осознаёте, вы способствуете его эволюции».
Мы заключаем серию статей, посвященных независимому театру, несколькими другими театрами из Республики Молдовы.

Театр драмы и комедии «Маленький театр» – маленький театр с большими идеями

Они были студентами четвертого курса в Академии музыки, театра и изобразительных искусств (АМТИИ), когда под руководством своего учителя Михая Йорга заявили, что хотят создать новый театр. Дана Русу-Чобану, Елена Бочарова-Маноил, Юрий Попа, Александру Русу, Дорин Грибинчя – это молодые люди, которые хотели создать театр, даже если у них нету никакой финансовой поддержки или сцены, на которой они могли бы представлять свои спектакли . Они называли его Маленький Театр, а в июне 2010 года состоялось его открытие спектаклем “Всё в саду”  Эдварда Олби.

8

“Всё в саду” – дебютный спектакль Малого Театра, который вернулся на сцену в конце апреля 2013 года. Даже при отсутствии финансовых ресурсов, режиссёру Михаю Йорге удалось поставить спектакль с 11 актёрами.
Фотограф: Манола Йорга

Название его происходит из традиции европейского театра, как например: Маленький театр, Большой театр, Комнатный театр. Основатели говорят, что театр ориентирован на современный классицизм. «Мы хотим делать спектакли о проблемах, которые преодолевает человек нашего времени. Мы в особенности хотим возвратиться к классической драме» говорит Михай Йорга, режиссер и директор театра. «Этот театр склонен к более близкому общению, более интимному, где основной упор делается на диалог, а не на другие компоненты и эффекты, такие как избыток света, звука, реквизита» дополняет он.

Недавно, 25 и 26 апреля, они вернули на сцену спектакль «Всё в саду», в котором рассматривается вопрос актуальный для всех времен и народов – деньги. Без танцев и без каких-либо дополнительных сценических эффектов, а только с внутренней вибрацией актёров, только со своими эмоциями и чувствами, они держали в напряжении весь зал.

Другой пьесой Маленького театра, в постановке того же Эдварда Олби, оценённой публикой за глубину идеи, является «The Zoo Story». Спектакль подчёркивает одну из проблем современного человека – отсутствие общения… и это в 21-м веке, век в котором человеку предоставляются все возможные технические средства для общения: пресса, интернет, телевидение.

Спектакль The Zoo Story с участием Александра Русу и Дорина Грибинчи. Источник фотографии: http://teatrulmic.wordpress.com

Спектакль The Zoo Story с участием Александра Русу и Дорина Грибинчи. Источник фотографии: http://teatrulmic.wordpress.com

После нескольких лет деятельности, Малый Театр по-прежнему остается без собственной сцены. «Меня часто спрашивают, где находится Малый Театр, и я говорю им, что это в саду Божием … У нас нет источников финансирования, но есть желание работать. У нас много друзей и они помогают нам с местом для репетиций и презентаций спектаклей», – говорит Михай Йорга.

У ребят с Малого Театра нет «дома» и нет достаточных финансовых ресурсов, чтобы иметь возможность достичь всех художественных идей, однако, они объединены желанием принести общественности качественный продукт, что мотивирует их продолжать работать несмотря на все барьеры.

Театр-студия «GENEZA ART» – доза свежести, инновации и стиля

Театр-студия «Geneza Art» это независимый театр из Кишинёва, который начал свою деятельность в январе 2010 года и который мы могли бы назвать «семейным театром», потому что все его процессы вращаются вокруг оси семьи Бурлака.

Супруги Александр и Людмила Бурлака являются руководителями театра, их дочь Даниела и её муж Юрий Гологан являются его главными актёрами, а их сын, Роман, заботится о технической стороне – музыка, видеопроекции, тизеры и т.д.

«Это наше преимущество. Мы считаем, что благодаря этой совместимости, которая существует между нами, мы успешны… И то, что мы из разных поколений и у нас разные мнения, делает все наши спектакли разными», – говорит Людмила Бурлака, художественный руководитель театра.

Театр-студия «Geneza Art» пытается придать значение классической театральной сути, совмещая ее с новыми формами театра. В спектаклях этого театра вы заметите необычную игру света, а так же проектирование различных видеозаписей или изображений во время выступлений, что встречается реже в других театрах.

Даниела Бурлака и Юрий Гологан это пара не только на сцене, но и в реальной жизни. Спектакль “Синий цветок”. Источник фотографии: http://www.genezaart.ucoz.com

Даниела Бурлака и Юрий Гологан это пара не только на сцене, но и в реальной жизни. Спектакль “Синий цветок”. Источник фотографии: http://www.genezaart.ucoz.com

Дебютным спектаклем был «Синий цветок» по стихам и переписке Михая Эминеску и Вероники Микле, спектакль, который потрясает поразительным сходством актеров с персонажами, которых они изображают. В ноябре 2011 года, актриса Даниела Бурлака дебютирует в качестве режиссера со спектаклем «Слеза» по стихам Григория Виеру, спектакль особой чувственности. «Люди думают, что мы приглашаем их в литературный круг или на литературный вечер, посвященный великому поэту. На самом же деле, Даниела попыталась сосредоточиться на очень сильной драматической форме, и ей удалось затронуть почти все темы творчества великого Виеру, что казалось мне невозможным…», – говорит художественный руководитель.

Спектакль «Прекрасное путешествие медведей панда, рассказанное саксофонистом, у которого была любимая во Франкфурте» Матея Вишниека, является 7-м в репертуаре театра и наиболее оцененным молодой аудиторией. Безумие, страсть и тайна – все это в пьесе, сыгранной двумя актёрами: Даниела Бурлака и Нику Цуркану. Спектакль завоёвывает естественной игрой актёров, полной свежести и эротизма, особенной хореографией и необычной игрой света. Даниела Бурлака сочетала в этом спектакле роль актрисы с ролью режиссёра и, хотя некоторые считали, что так невозможно получить качественный результат, доказала, что нет ничего невозможного пока знаешь, что делать, и очень хочешь этого добиться. Она признает, что это было очень трудно, но что, в то же время, сочетание актёрской и режиссёрской роли позволило ей дать волю фантазии и она смогла отбросить сдержанность.

Благодаря декору к этому спектаклю они были номинированы за лучшую сценографию на премии UNITEM 2013, а также за лучшую женскую роль и самый ценный дебют. Помимо того Театр-студия «Geneza Art» был номинирован в этом году ещё в 3-х категориях, в общей сложности 6 категорий из 14. Художественный руководитель театра говорит, что хотя их актёры играют и в государственных театрах, там у них не было возможности добиться таких результатов, и благодаря театру «Geneza Art» стали известны несколько имён молодых и талантливых актёров. «Мы предлагаем им возможность сделать что-то новое, поэкспериментировать… Мы театр-студия, и поэтому мы открыты для сотрудничества с молодыми актёрами и готовы предложить пространство для самоутверждения», – говорит она.

В пьесе “Слеза” режиссера Даниелы Бурлака важную роль занимает игра света и цвета. Источник фото: http://www.genezaart.ucoz.com

В пьесе “Слеза” режиссера Даниелы Бурлака важную роль занимает игра света и цвета. Источник фото: http://www.genezaart.ucoz.com

Сцена театра «Geneza Art» находится в Доме национальностей и, благодаря соглашению о сотрудничестве с Бюро межэтнических отношений, на их спектакли приглашаются граждане разных национальностей из Республики Молдова. «Нам повезло, что на некоторых из этих спектаклей побывали лидеры этнокультурных организаций, которые поддержали нас в финансовом отношении. Спектакль “Синий цветок” был поддержан русским бизнесменом, “Слеза” – азербайджанцем, а “Песня лебедя” – гагаузом. Этим мы показываем, что искусство не имеет национальности, делает человека лучше и приносит больше понимания…», – говорит Людмила Бурлака.

Она рассказывает, что управлять независимым театром очень трудно, театр требует значительных расходов: заработная плата режиссёра, актёров и техников, авторские права творческого коллектива, аренда зала, декор… Впрочем, они мотивированы желанием сделать что-то красивое и профессиональное, и пока есть «энтузиазм и поддержка от Бога и от людей доброй воли» они продолжат делать свою работу профессионально.

Театр-студия МАСТЕР-КЛАСС: создан студентами для студентов

Актеры Театра-студии Мастер-Класс не являются официальными сотрудниками, не получают зарплату и не имеют стабильный график работы, здесь актеры учатся, потому что, по сути, они еще студенты. Театр был основан в феврале 2010 года, актрисой, режиссером и педагогом Нелли Козару. Хотя она не работает по всем правилам «обычного» театра, мы можем назвать его формой независимого театра.

Театр-студия Мастер-класс, по самому своему названию, представляет собой симбиоз между понятиями: студент, мастерская, учитель, студия. Появился он по желанию студентов Академии музыки, театра и изобразительных искусств (АМТИИ) представить свои спектакли широкой публике, а так же для упрощения бюрократических процедур представления театральных спектаклей на различных фестивалях.

За спектакль “Урок” актер Дан Мельник взял приз за “лучшую мужскую роль”, хотя сыграл он роль девушки, в рамках фестиваля “Istropolitana Project” в Братиславе. Источник фотографии: http://classfest.wordpress.com

За спектакль “Урок” актер Дан Мельник взял приз за “лучшую мужскую роль”, хотя сыграл он роль девушки, в рамках фестиваля “Istropolitana Project” в Братиславе. Источник фотографии: http://classfest.wordpress.com

«Студенческие спектакли недолговечны. Над ними много работают, вкладывают огромный творческий и физический потенциал, они играются несколько раз во время защиты дипломов, а потом умирают… Я много раз пыталась поговорить с директорами театров, чтобы они предоставили студентам хоть залы-студии, которые так мало используются  ими, но никто не захотел предоставить нам место для спектаклей. И тогда

я сказала себе, что я буду тем директором, несмотря на все затраты и сложности», – говорит Нелли Козару.

Репертуар этого театра состоит в основном из дипломных спектаклей студентов АМТИИ. С некоторыми из этих спектаклей, благодаря Театру-студии, под чьим крылом они путешевствовали, они были представлены на международных театральных фестивалях, таких как: «Istropolitana Project» в Братиславе, Международный студенческий фестиваль театра, кино и фотографии «Hyperion Stud Fest» в Бухаресте; Фестиваль театра в Клуж-Напоке, откуда вернулись с призами.

«Если в специальных учебных заведениях в других странах зарезервирован специальный бюджет для дипломных спектаклей, в АМТИИ, к сожалению, не предоставляются никаких денежных средств под эти цели. И вот через наш театр, в качестве директора, я пытаюсь найти финансовые ресурсы, чтобы покрыть хотя бы часть расходов на проезд, декорации, костюмы…», – говорит режиссер. Также посредством театра, студенческие выступления могут быть представлены общественности, а полученные средства от проданных билетов вкладываются в другие спектакли.

В феврале этого года в Театре-студии Мастер-Класс,  помимо студенческих выступлений,  был представлен спектакль «Эдит Пиаф – женщина которая любила» режиссера Нелли Козару при поддержке Французского Альянса и UNITEM.

Для  роли Эдит была выбрана Ирена Боклинка, бывшая студентка режиссера, актриса театра «Эжен Ионеско». Нелли Козару признается, что она мечтала прикоснуться к этой легенде, еще будучи студенткой. На протяжении многих лет читала книги, написанные ею и о ней, собирала публикации и вырезки из газет, а теперь воплотила свою мечту в качестве  сценариста и режиссера.

Ирена Боклинкэ, в роли Эдит Пиаф. Источник Фото: личный архив

Ирена Боклинкэ, в роли Эдит Пиаф. Источник Фото: личный архив

Директор театра говорит, что в настоящее время не имеет никаких материальных выгод, но посвящается с радостью этой деятельности и получает большое духовное и моральное удовлетворение.

В попытке представить полную картину независимых театров в нашей стране, мы отметили, что и здесь, с небольшими деньгами, проводятся настоящие выступления. Незаменимо было бы, чтобы уполномоченные учреждения, но и зрители, поняли что независимый театр – это жизненно важное движение для современной культуры, и поддержали бы его, чтобы он смог больше радовать зрителей своими выступлениями.

Авторы: Людмила Сырги и Андрей Загорский 

Этот материал опубликован в рамках проекта „Улучшение потенциала СМИ Молдовы, в том числе из приднестровского региона, путем продвижения гражданской участия» осуществляемого Центром независимой журналистики в партнерстве с НПО Стэлс-Тера и Медиа Центр г. Тирасполь, при содействии программы «Поддержка мер по укреплению доверия», которая финансируется Европейским союзом и софинансируется и внедряется Программой развития ООН (ПРООН). Общая цель программы – поддержка  мер по укреплению доверия между обоими берегами Днестра. Для её достижения  будут привлечены местные органы управления, организации гражданского общества, бизнес-сообщества и другие ключевые партнёры, а также будет обеспечено экономическое и социальное развитие местных сообществ. 

Cодержание материалов не обязательно отражает точку зрения Европейского cоюза или Программы развития ООH.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: