Если зритель не приходит в театр, пусть театр идёт к зрителю

Если зритель не приходит в театр, пусть театр идёт к зрителю

 В Молдове в течение последних 2-3 лет, начали появляться новые центры творчества и активной театральности – независимые театры. Более открытые к экспериментам, к современности, они ломают барьеры и подходят всё ближе к зрителям, и даже иногда играют среди них.

Мы продолжаем серию статей про независимые театры в Молдове  двумя другими арт-группами: Театр одного актера и Студия театральной импровизации.

В мире уже в течение многих лет, театр играют на улице, в музеях, в квартирах, в общественном транспорте, на станциях метро, ​​вокзалах и т.д.

В Кишиневе такой «театральный эксперимент» состоялся осенью 2012 года. В рамках проекта «Троллейбус удовольствия», организованный театром Эжен Ионеско, актёр Андрей Сокиркэ провел несколько спектаклей в троллейбусе.  С легкой эротической подложкой, пропитанный пикантными шутками, спектакль «Торопливый квартирант» заинтриговал Кишинёвских зрителей, которые показали что они открыты для таких экспериментов. Говоря об опыте театра на колёсах, актер говорит, что это было необычно для него и вскоре последуют другие похожие проекты, но уже с другими спектаклями.

Спектакль “Торопливый квартирант” сыгранный актёром Андрей Сокиркэ имел успех у зрителей. Актёр взаимодействовал с аудиторией на протяжении всего “путешествия”. Источник фото: Art House Cafe

Спектакль “Торопливый квартирант” сыгранный актёром Андрей Сокиркэ имел успех у зрителей. Актёр взаимодействовал с аудиторией на протяжении всего “путешествия”. Источник фото: Art House Cafe

«Это положительный феномен, но, к сожалению, таких экспериментов у нас слишком мало. Выросло поколение молодых людей, которые не видели ни одного спектакля в своей жизни, не знают что это такое живой театр… Возможно хотя бы так, через альтернативный театр, они почувствуют вкус живого театра… Если зритель не приходит в театр, пусть театр идёт к зрителю» говорит театральный критик Лариса Туря.

Андрей Сокиркэ: «В формуле ТЕАТРА ОДНОГО АКТЁРА у тебя больше свободы, но и больше ответственности»

Театр одного актёра родился примерно 2 года назад, а «единственный актёр» этого театра – Андрей Сокиркэ, который его и основал. Театр основан в Доме Актёров, где и проходит большая часть спектаклей. Кроме того, актёр играл свои спектакли и в некоторых нетрадиционных местах, в кафе и даже в троллейбусе.

Андрей Сокиркэ говорит, что он открыт для любых новых идей и хочет экспериментировать как с различными формами театра, так и с разными пространствами.

 Любительская съёмка: Театр в тролейбуссе 

Театр открылся со спектаклем «Уберите всё в сторону, чтобы я увидел», Евгениея Чокля. Затем последовал «Di la-ntunerik la luninы» проект, основанный на творениях поэтов Приднестровья. Другое выступление, которое он играл и на сценах национальных театров и с которым отправился в Румынию на фестиваль «One Man Show» является мюзикл «Джек Однорукий или история одного контрабасиста», сделанный в сотрудничестве с Alex Calancea Band и певицей Олей Тира. Самой последней пьесой театра является «Я хочу быть тем, кем я был никогда», продолжение своего первого спектакля, реализованная также со стихов Чокля.

Андрей Сокиркэ является актёром и в театре «Эжен Ионеско» и, рассуждая о разнице между этими двумя формами театра с точки зрения актёра, он говорит: «Разница в том, что в Ионеско у меня есть партнёры. Или в формуле театра одного актёра, вы не можете положиться ни на партнёров, ни на режиссёра. Здесь больше свободы, но и больше ответственности».

Андрей Сокиркэ в спектакле “Я хочу быть тем, кем я был никогда” Фотограф: Мирча Затушевский

Андрей Сокиркэ в спектакле “Я хочу быть тем, кем я был никогда” Фотограф: Мирча Затушевский

В «шоу одного актера», кроме того, что нужно поддерживать интерес и внимание публики в одиночку, нужно ещё обладать безупречной памятью. Здесь нельзя рассчитывать на партнера по сцене, ты один перед аудиторией. Актёр сравнивает этот опыт с экзаменами, которые он сдавал в Москве перед учителями школы имени Щукина, где он получил образование.

Он говорит, что в спектаклях театра одного актёра всегда имеет место импровизация, за счет взаимодействия с аудиторией. «Спектакль не может быть тем же самым каждую ночь, он изменяется в зависимости от зрителей, от типа общения, которое создаётся. Можно позволить себе больше импровизации, когда ты сам…» говорит Андрей Сокиркэ.

Актёр утверждает, что он всегда в поиске новых текстов и думает об одном, когда бы всё успеть? Ещё он говорит, что начал проводить благотворительные акции. Самое последнее выступление было посвящено мастеру Михаю Волонтир: за ужином на тему «Единство через доброту», и хочет повторить подобные акции для великого Георгия Урски, а позднее и для детей из детских домов.

Студия Театральной Импровизации – постановки в самых необычных местах

Студия театральной импровизации – это веселая банда профессионалов, которая разрабатывает самые актуальные тайны современного театра и культуры.

Искусство и жизнь

По словам режиссера студии Елены Кушнир, театр – это прикосновение к сущности мира и сущности человека через происходящее здесь и сейчас.

Каждый человек ощущает свою сущность и стремится к ее реализации. Но, чтобы этого достичь, нужно не только чувствовать, нужно знать, что же такое сущность человека и мира, как они взаимодействуют.

Искусство развивает это знание.

Человек не сводится к эмоции, интеллекту и физическому телу. Главную информацию мы получаем по интуитивному каналу, а затем чувствуем, осознаем,  дополняем, осуществляем. Искусство и жизнь – это всегда больше, чем мы можем. Больше, чем знаем.

Февральское танго - импровизация в библиотеке по Борхесу

Февральское танго – импровизация в библиотеке по рассказу Хорхе Луиса Борхеса

Импровизация – незаменимый инструмент в театре и в жизни человека

Театр начался как ритуал, развивался как драма, в ХХ-м веке два эти главные русла впервые объединились.

Ритуально-драматический театр рассматривает человека и его контакт с миром целиком, включая  метафизику.

Импровизация – незаменимый инструмент, разрабатывающий интуитивный канал человека. Потому в ХХI веке вспыхнул интерес к глубокому варианту импровизационного театра, где спектакль возникает на уровне чуда: ничего не известно заранее, и сюжет, и текст актеры находят во время игры.

Этот процесс в Студии неразрывно переплетается с постановочной работой. Постановка учит нас разрабатывать процесс в глубину, воплощать, конкретизировать; импровизация – высота, способность улавливать вибрации бесконечности. Оба измерения необходимы.

Время – классная штука

Одно из чудес, которое открывается благодаря этой работе – возможность современного карнавала с активным участием зрителей. Причем это не эстрадное зрелище, а открытый игровой контакт человека с самим собой, городом и другими – даже незнакомыми – людьми. С 2009 года такой карнавал приобрел имя «Кишиневское Лето» и происходит ежегодно.

«Мы контактируем с текстами Томаса Манна, Хорхе Луиса Борхеса, Хулио Кортасара, Мацуо Басё, апостола Павла и других продвинутых суперсовременных авторов… На этой основе происходили и постановки, и импровизации. Например, «Сад расходящихся тропок» по рассказу Борхеса (постановка с элементами импровизации, режиссер Владимир Шиманский). «Вдох» – импровизация вокруг «Волшебной горы» Томаса Манна. «И вдруг я увидел…» – импровизация по «Игре в классики» Хулио Кортасара», – рассказала Елена.

«Стало быть, наши ориентиры: глубокая импровизация, необычные постановки, современный карнавал, творческий контакт с аудиторией. Причисляем себя к школе Клима. Кажется, он уже с этим смирился, тем более, что все так и есть».

Студийный процесс начался в 2003 году с разработки теории и техники игры. В 2007  театр открылся. Студия играет уже 6-й сезон.

Ожидание №2010 - импровизация в зале ожидания

Ожидание №2010 – импровизация в зале ожидания

В «Сферах» Кейта Джарретта

“В этом сезоне мы разрабатывали очень тонкий проект, связанный с музыкой Кейта Джарретта. Спектакль пока на стадии открытых репетиций, но это очень интересная стадия: мы можем отследить, как присутствие зрителей ускоряет процесс в глубину, если можно так выразиться”, – поделилась с нами режиссер Студии, рассказывая о новом сезоне.

Спектакль по Джарретту состоит из новелл-импровизаций по 10 минут каждая, причем это – ситуации, в которых слова уже не нужны, зато спасение – необходимо. Оно и происходит. Независимо от того, понимают это персонажи или нет. И воплощает это спасение  непрерывно звучащая музыка. Джарретт сыграл в 1976 году цикл джазовых импровизаций на органе и назвал их «Сферы». Это прямая отсылка к Пифагору, который слышал музыку небесных сфер и лечил ею людей. Отсюда – тема спасения. Ведь небесная музыка звучит всегда. А значит, спасает всех…

Зритель становится актером, а актер зрителем

Роль зрителя в искусстве – это вообще одна из любимых тем Студии. Зрители приходят на карнавальные тренинги, а затем участвуют в игре вместе с актерами.

В 6-м сезоне эта тема получила неожиданное, но вполне логичное развитие. В конце апреля были даны два спектакля, в которых играли только зрители. Актеры смотрели игру из зала.

Режиссеры и актеры работали с желающими четыре часа. Беседа о театре, тренинг, работа с персонажем, репетиция, игра.

Задачей спектаклей было – провести людей через участие в настоящем художественном акте. Чтобы каждый смог ответить на актуальный вопрос: зачем искусство?

Правда, интересный вопрос?

Хорошие примеры для подражания …

Обсуждая независимый театр с театральным критиком Ларисой Туря, она призналась, что восхищается явлением польского театра. “В Польше все больше и больше пространства принадлежит альтернативному театру. Помимо различных драматических форм, вдохновлённых в основном литературой, распространяются жанры, в которых слово является вторичным: пластический театр, музыкальный, кукольный, театр движения и танца, театр теней, бумаги и огня. Параллельно с профессиональными уполномоченными учреждениями, появляются в городах и поселках, много оригинальных коллективов, молодых или по старше, часто передвижные, лишенные своей сцены и ресурсов, активируя плодотворно на основе проектов, с заразительным энтузиазмом”, говорит Лариса Туря. Возможно, на сегодняшний день, в Польше больше всего театров на душу населения:  говорят около 600 в стране и эта цифра неуклонно растет. Многочисленные ежегодные фестивали в Польше позволяют командам, которые не имеют сцены, выжить и предоставляет им национальную и международную известность. “Нынешний Польский театр укрепил свои позиции, потому что он не отказался от традиции, а сумел продолжить её на другом уровне”, – говорит критик.

В следующей статье из серии «Независимый театр – художественный манифест и ответ институциональному театру» мы вам расскажем про два других независимых театра в Кишиневе.

Авторы: Людмила Сырги и Андрей Загорский

Этот материал опубликован в рамках проекта „Улучшение потенциала СМИ Молдовы, в том числе из приднестровского региона, путем продвижения гражданской участия» осуществляемого Центром независимой журналистики в партнерстве с НПО Стэлс-Тера и Медиа Центр г. Тирасполь, при содействии программы «Поддержка мер по укреплению доверия», которая финансируется Европейским союзом и софинансируется и внедряется Программой развития ООН (ПРООН). Общая цель программы – поддержка  мер по укреплению доверия между обоими берегами Днестра. Для её достижения  будут привлечены местные органы управления, организации гражданского общества, бизнес-сообщества и другие ключевые партнёры, а также будет обеспечено экономическое и социальное развитие местных сообществ. 

Cодержание материалов не обязательно отражает точку зрения Европейского cоюза или Программы pазвития ООH.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: