Существует ли независимый театр в Молдове и Приднестровье?

Есть ли у нас независимый театр в Молдове, или нет? И если есть, то чем он отличается от государственного? В предыдущем материале мы представили 2 независимых театра из Кишинева, которые в последнее время заметно увеличили свою активность – Театр «Spălătorie» и Foosbook. В этой статье мы продолжим исследовать пространство независимого театра, по обе стороны Днестра.В Молдове, в настоящее время, зарегистрированы 18 государственных театральных организаций – национального, регионального или муниципального уровня. Из них, 12 театров находятся в Кишинёве и по одному в Бельцах, Кагуле, Сороках, Чадыр-Лунге, Тараклии и Тирасполе. В дополнение к этим учреждениям, за последние 2-3 года, появились новые художественные сообщества. Состоявшие в основном из молодых и полных энтузиазма актёров, движимые желанием что-то изменить, они пытаются принести новое дыхание нашему театральному пейзажу.

Зачем нам нужен альтернативный театр в Молдове?

«Это естественный процесс, новые театры должны появляться всегда. Мое мнение, что существует слишком мало таких театров. К сожалению, культура Республики Молдова продолжает работать, в основном, по советской модели – жесткой и невосприимчивой к новым вещам» считает Лариса Туря, член Международной Ассоциации Театральных Критиков (AICT-IATC).

Лариса Туря, театральный критик, член Международной Ассоциации Театральных Критиков (AICT-IATC)

Лариса Туря, театральный критик, член Международной Ассоциации Театральных Критиков (AICT-IATC)

Она утверждает, что двадцать лет социально-экономических преобразований повлияли на исполнительские искусства, большинство экспертов этой области, предпочитая работать там, где им лучше оплачивается – в других странах или в других сферах деятельности. «Хоть мы и замечаем довольно застенчивые признаки демократизации (децентрализация, прозрачность, адаптация к механизмам рыночной экономики), государство всё ещё удерживает монополию на культурные учреждения и мероприятия. Артисты осуждают избыточное давление государства на культурный сектор: политические силы используют культуру как инструмент пропаганды. В большинстве случаев Министерство Культуры назначает во главу учреждений директоров преданных власти, без учета их профессиональных или организационных навыков» утверждает искусствовед. Она говорит, что в то же время многие из культурных деятелей не готовы принять больше демократии и независимости и, испуганные свободной конкуренцией, предпочитают оставаться как можно дольше под «крылом» государства. «В этом контексте, это здорово, что есть центры творчества и активной театральности. Независимые театры более открыты к экспериментам, к современности» дополняет Лариса Туря.

Критик отмечает, что некоторые театры, ставшие сегодня государственными, начинали в качестве независимых театров: труппа Карманный Театр легла в основу Национального Театра «Михай Еминеску»; в пределах театра «Лучафэрул» 80-х годов прошлого века, по инициативе выпускников театрального училища имени Щюкина родился театр «Эжен Ионеско».

Более свободные, более открытые к новому, более смелые, независимые театры – хотя сталкивается со многими трудностями, особенно финансового характера – доводят до публики абсолютно другой вид театра.

Существует ли независимый театр в Приднестровье?

В то время как в Кишиневе действует целый ряд независимых театров, альтернативных классическому театру, – Студия Театральной Импровизации,  Foosbook, театр Spălătorie, Театр одного актера и другие, в Приднестровье почти нет альтернативы Приднестровскому государственному драматическому театру имени Н.С. Аронецкой. Кроме этого театра существует также уличный театр при праздничном агентстве «Лукоморье». Артисты из агентства устраивают на улицах постановки, выступление живых фигур и огненное шоу. К Пасхе ребята из агентства готовят очередное уличное представление: 5 мая актеры совместно с пришедшими зрителями украсят Пасхальное дерево.

Попыткой создания в Тирасполе независимого альтернативного театра можно назвать вечер экспериментальной драматургии, который в молодежном клубе №19 организовали студенты Приднестровского госуниверситета. Молодые люди поставили пьесу французского драматурга румынского происхождения Эжена Ионеско «Лысая певица».

От литературы к театру

Вечер, посвященный известному драматургу, организовали два студента филологического факультета Мария Куличенко и Андрей Павленко. По словам Марии, изначально они проводили в клубе литературные вечера и встречи, посвященные Достоевскому, Гоголю, но хотелось не просто литературы. «Мы прочли пьесу «Лысая певица» и не могли пройти мимо нее. Мы решили попробовать провести театральный вечер, распечатали тексты «Лысой певицы», клуб поместил афишу в социальных сетях. Когда на вечер пришли люди, то мы раздали им тексты и предложили почитать пьесу по ролям».

«Лысая певица» очень хорошо отображает современное общество

IMG_1159

Вечер экспериментальной драматургии в Клубе №19

«Лысая певица» стала первой пьесой Ионеско. Изначально она не имела успеха, только потом в ее абсурдности смогли рассмотреть смысл. Основной смысл кроется в трудности осмысленной коммуникации в обществе, в тщетных попытках услышать и быть услышанным. С середины 20 века в этом плане мало, что изменилось. Поэтому пьеса остается актуальна и сегодня, считают молодые люди. «Очень часто бывает так, что ты говоришь с человеком об одном и том же, но будто на разных языках».

Большинство зрителей, пришедших в этот вечер в клуб, не имели представления о пьесе и тщетно пытались вникнуть в смысл монологов героев Ионеско. Но очень быстро сообразили, что нет смысла вникать, а нужно просто получать удовольствие от всех несуразиц и абсурдов, что творятся в пьесе.

Минимум декораций

Новоиспеченные актеры сидели по кругу и читали по ролям «Лысую певицу». Отсутствие декораций в постановке никого не смущало, кажется, что они вообще были бы лишними и отвлекали. «Сам Ионеско почти не использовал декораций. Почти все действие актеры сидели друг напротив друга и читали свои монологи, вставая со своих мест лишь в самый последний момент. Все-таки главнее в этой пьесе не действия, а слова. Не хватало, возможно, костюмов для персонажей пьесы, но это был наш первый опыт и мы не ожидали, что он получит такой отклик у зрителей».

Если театр начался, то его уже не остановить

4

Для того, чтобы передать всю атмосферу “Лысой Певицы” ребята ввели роль автора

«Меня поразило, что на наш театральный вечер пришло так много людей. Обычно литературные вечера посещают очень мало людей, еще меньше принимают участие в обсуждениях», – рассказывает Мария. После пьесы все участники и зрители изъявили желание организовать свой театр при клубе и сделать традицией клуба №19 театральные вечера. Руководство клуба поддержало начинание ребят и с удовольствием предоставит помещение молодым людям для постановок.

«Сейчас со своими постановками в Тирасполь начал приезжать кишиневский молодежный театр «С улицы Роз», что не может не радовать, так как альтернативы приднестровскому драмтеатру и его постановкам не было никакой. В крупных городах, например в Киеве, Москве, Кишиневе, есть огромный выбор различных театров и театральных студий. У нас же кроме драмтеатра почти ничего нет». Отметим, что в Бендерах и Тирасполе  действуют еще несколько молодежных и школьных театров, но о них, к сожалению, люди почти ничего не знают.

Хочется надеяться, что театральный порыв молодых людей не угаснет, несмотря ни на какие причины. В планах у ребят на ближайшее будущее проведение театральных вечером по Льюису Кэрроллу и Сэмюэлю Беккету.

Нужен ли Приднестровью независимый театр?

Действительно ли нужен Приднестровью независимый альтернативный театр, мы попытались выяснить у жителей Приднестровья. Свое “за” независимые молодежные театры высказали молодые актеры-студенты:

Павел, студент 1 курса факультета социально-культурной деятельности Приднестровского Государственного Университета, один из актеров молодежного театра, поделился своим мнением о независимых альтернативных театрах:

«У нас функционируют самодеятельные коллективы, и я считаю, что их роль очень велика! Культура нынче гибнет, а если ребенок сызмальства попал на сцену, плохим человеком он уже не станет! Так что роль театра достаточно значительна. Альтернативы гостеатру, по сути, у нас нет, так как молодежные театры, действительно, можно охарактеризовать только как самодеятельность. Однако эта самодеятельность действительно может привлечь молодежь! И нужно это все развивать, так как большой огласки альтернативное творчество у нас пока не получило».

Елена, студентка актерского отделения ПГУ, считает:

«Безусловно, нужны! В Приднестровье очень низок уровень культуры и театрального искусства, поэтому нужно пытаться привлечь молодых людей, приобщить их к высокому.
Штат драмтеатра не позволяет содержать всех молодых, начинающих профессиональных и непрофессиональных актеров.

Театральное искусство, режиссура не стоят на месте! Спектакль – это взгляд режиссера на какую-то проблему! Таким образом, посещая спектакли, люди узнают о том, как мыслит тот или иной человек, какое у него мнение, либо какое решение проблемы предлагает режиссер. Мнение каждого – важно… А режиссер – это тоже ячейка общества, а следовательно его мнение – тоже не безразлично! Поэтому спектакль с одним и тем же названием может быть выстроен абсолютно по-разному, и нести в себе абсолютно разную идею».

Мнение простых тираспольчан о необходимости независимых театров в Приднестровье

Как оказалось, многие положительно относятся к идее молодежных и независимых театров в Приднестровье, а некоторые даже считают, что всю трупу драматического театра надо давно разогнать и оставить только независимые театры.

В следующей статье из серии «Независимый театр – художественный манифест и ответ институциональному театру» мы вам раскажем про два других независимых театра в Кишиневе.

Авторы: Людмила Сырги и Андрей Загорский

Этот материал опубликован в рамках проекта „Улучшение потенциала СМИ Молдовы, в том числе из приднестровского региона, путем продвижения гражданской участия» осуществляемого Центром независимой журналистики в партнерстве с НПО Стэлс-Тера и Медиа Центр г. Тирасполь, при содействии программы «Поддержка мер по укреплению доверия», которая финансируется Европейским союзом и софинансируется и внедряется Программой развития ООН (ПРООН). Общая цель программы – поддержка  мер по укреплению доверия между обоими берегами Днестра. Для её достижения  будут привлечены местные органы управления, организации гражданского общества, бизнес-сообщества и другие ключевые партнёры, а также будет обеспечено экономическое и социальное развитие местных сообществ.
Содержание материалов не обязательно отражает точку зрения Европейского cоюза или Программы развития ООH.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: